Неделя карельского языка karjalankielennedäli
"Гостя в избу проводила. Там героя накормила, обогрела, обсушила…" "Калевала"
У любого народа есть своя история, свои особенности, своя национальная кухня. Карелия- это многовековые традиции. Ими дорожили, пытаясь сохранить секреты приготовления еды, передавая их своим потомкам.
Начинается неделя карельского языка, и наша Ребольская библиотека совершает кулинарное путешествие по Карелии. Карелы и вепсы издавна собирали дары природы - грибы и ягоды. Ловили рыбу, выращивали рожь, ячмень, горох. Уже можно представить себе картину северной кухни. Фирменное карельское блюдо – калитки, оно же ныне самое узнаваемое. Большинство карельских блюд из рыбы. Это и супы, и пироги, и рыба «с душком». Это блюдо, которое присутствует у многих северных народов. Ну, а если у вас возникнет желание самому приготовить блюда карельской кухни у себя дома, наша библиотека рекомендует воспользоваться проверенным изданием 1989 года «Карельская кухня» Р.Ф. Никольской. Эта книга вам поможет. Но помните, что строго придерживаться рецептов вовсе не стоит. Главное уметь соблюсти баланс между умением и любовью готовить. Удачи!
Библиотекарь Стугарева И.М.
У любого народа есть своя история, свои особенности, своя национальная кухня. Карелия- это многовековые традиции. Ими дорожили, пытаясь сохранить секреты приготовления еды, передавая их своим потомкам.
Начинается неделя карельского языка, и наша Ребольская библиотека совершает кулинарное путешествие по Карелии. Карелы и вепсы издавна собирали дары природы - грибы и ягоды. Ловили рыбу, выращивали рожь, ячмень, горох. Уже можно представить себе картину северной кухни. Фирменное карельское блюдо – калитки, оно же ныне самое узнаваемое. Большинство карельских блюд из рыбы. Это и супы, и пироги, и рыба «с душком». Это блюдо, которое присутствует у многих северных народов. Ну, а если у вас возникнет желание самому приготовить блюда карельской кухни у себя дома, наша библиотека рекомендует воспользоваться проверенным изданием 1989 года «Карельская кухня» Р.Ф. Никольской. Эта книга вам поможет. Но помните, что строго придерживаться рецептов вовсе не стоит. Главное уметь соблюсти баланс между умением и любовью готовить. Удачи!
Библиотекарь Стугарева И.М.
Девочка в карельской деревне
Началась неделя Карельского языка, и в сельскую библиотеку пришли ученики Воломской школы вместе с библиотекарем, Лябегиной Е.В. и советником директора по воспитанию Тарбенко Л.Л.
Наталья Михайловна познакомила посетителей с жизнью детей, живших 100 и более лет назад.
То, что сегодня мы могли бы назвать испытанием на выживание, тогда было обычной практикой. У девочек было много забот:
- присматривать за младшими братьями и сёстрами
- наводить чистоту в доме
- заниматься рукоделием (прясть, ткать, вышивать, вязать)
- доить корову
- стирать и полоскать белье в речке
- выращивать продукты питания, ухаживать за огородом и многое другое.
Со всем этим умела справляться девочка 10-ти лет!
Не зря в народе говорили :
"Девочке десять лет - матери дела нет".
Сейчас сложно представить, чтобы хотя бы половину из перечисленных дел выполнял кто-то из современных детей.
Прядение считалось простым ремеслом. Девочки в возрасте 5-6 лет начинали заниматься данным видом рукоделия. Невозможно представить другой предмет в деревенском быту, который был бы так связан с женщиной, как простая, древняя прялица. Первая прялка была подарена отцом. Мать бережно привязывала маленькую прялочку к вашей колыбели - это оберег. Наталья Михайловна объяснила юным слушателям, что представляла из себя кудель.
Школьники сами попробовали вычесать шерсть, взяв в руки старые карды.
Однако не стоит думать, что крестьянские дети были полностью лишены обычных детских радостей. Младшие девочки находили себе развлечения - играли в "дочки-матери" тряпичными куклами, шили наряды.
На мероприятии посетители библиотеки познакомились с тем, как выглядел девичий северо-карельский костюм.
В те времена девочки постарше демонстрировали своё мастерство на кукле и, получив одобрение старших женщин, переходили к шитью приданного.
Последняя семилетка - юность. К этому моменту девушки овладевали всеми необходимыми умениями. Они становились полноценными помощницами матери и потенциальными невестками.
Помимо рукоделия девочки были хорошими стряпухами. Карелки умели печь-хлопотать, сочни катать, ватрушки крутить, пироги для зятя варить.
Ребята узнали про рецепт сульчин, а также приняли участие в приготовлении данного блюда.
В завершении нашей встречи всем удалось попробовать лакомство предков-карел - сульчины с чаем.
Спасибо всем пришедшим! Было здорово в современных реалиях совершить путешествие в жизнь 100-летней давности. До новых встреч!
Библиотекарь, Бесклубенко Н.М.
Началась неделя Карельского языка, и в сельскую библиотеку пришли ученики Воломской школы вместе с библиотекарем, Лябегиной Е.В. и советником директора по воспитанию Тарбенко Л.Л.
Наталья Михайловна познакомила посетителей с жизнью детей, живших 100 и более лет назад.
То, что сегодня мы могли бы назвать испытанием на выживание, тогда было обычной практикой. У девочек было много забот:
- присматривать за младшими братьями и сёстрами
- наводить чистоту в доме
- заниматься рукоделием (прясть, ткать, вышивать, вязать)
- доить корову
- стирать и полоскать белье в речке
- выращивать продукты питания, ухаживать за огородом и многое другое.
Со всем этим умела справляться девочка 10-ти лет!
Не зря в народе говорили :
"Девочке десять лет - матери дела нет".
Сейчас сложно представить, чтобы хотя бы половину из перечисленных дел выполнял кто-то из современных детей.
Прядение считалось простым ремеслом. Девочки в возрасте 5-6 лет начинали заниматься данным видом рукоделия. Невозможно представить другой предмет в деревенском быту, который был бы так связан с женщиной, как простая, древняя прялица. Первая прялка была подарена отцом. Мать бережно привязывала маленькую прялочку к вашей колыбели - это оберег. Наталья Михайловна объяснила юным слушателям, что представляла из себя кудель.
Школьники сами попробовали вычесать шерсть, взяв в руки старые карды.
Однако не стоит думать, что крестьянские дети были полностью лишены обычных детских радостей. Младшие девочки находили себе развлечения - играли в "дочки-матери" тряпичными куклами, шили наряды.
На мероприятии посетители библиотеки познакомились с тем, как выглядел девичий северо-карельский костюм.
В те времена девочки постарше демонстрировали своё мастерство на кукле и, получив одобрение старших женщин, переходили к шитью приданного.
Последняя семилетка - юность. К этому моменту девушки овладевали всеми необходимыми умениями. Они становились полноценными помощницами матери и потенциальными невестками.
Помимо рукоделия девочки были хорошими стряпухами. Карелки умели печь-хлопотать, сочни катать, ватрушки крутить, пироги для зятя варить.
Ребята узнали про рецепт сульчин, а также приняли участие в приготовлении данного блюда.
В завершении нашей встречи всем удалось попробовать лакомство предков-карел - сульчины с чаем.
Спасибо всем пришедшим! Было здорово в современных реалиях совершить путешествие в жизнь 100-летней давности. До новых встреч!
Библиотекарь, Бесклубенко Н.М.
........................«Родной язык – достояние народа»
В Ругозерской сельской библиотеке оформлена выставка к Дню карельского языка.
Считается, что древнекарельский язык, «предок» современного, сформировался примерно 2 тысячи лет назад. На нём говорили племена финно-угров, пришедшие на Ладогу с Волги, где жили изначально.
Приладожские племена карелов продолжали освоение новых мест. Они разошлись друг от друга настолько, что у карельского языка образовалось три основных диалекта:
собственно карельский, наиболее близкий древнекарельскому языку;
ливвиковский (западный);
людиковский (восточный).
Первый письменный памятник карелов — найденная в Новгороде берестяная грамота начала XIII века.
В Ругозерской сельской библиотеке оформлена выставка к Дню карельского языка.
Считается, что древнекарельский язык, «предок» современного, сформировался примерно 2 тысячи лет назад. На нём говорили племена финно-угров, пришедшие на Ладогу с Волги, где жили изначально.
Приладожские племена карелов продолжали освоение новых мест. Они разошлись друг от друга настолько, что у карельского языка образовалось три основных диалекта:
собственно карельский, наиболее близкий древнекарельскому языку;
ливвиковский (западный);
людиковский (восточный).
Первый письменный памятник карелов — найденная в Новгороде берестяная грамота начала XIII века.
Т.Н. Петренко, библиотекарь