В помощь работе
Как рассчитывается: читаемость, посещаемость, обращаемость, книгообеспеченность на одного жителя, на читателя, процент охвата населения.
Читаемость (Ч) — интенсивность чтения — это среднее число книг, выданных одному читателю в год. Исчисляется путем деления количества книг выданных за год на число читателей зарегистрированных. За год: кол-во книг выданных за год на число читателей б-ки: Ч = В : А
Средний показатель читаемости в библиотеке: 17—22.
Посещаемость (Пос) — активность посещения библиотеки.
Посещаемость — это среднее количество посещений, приходящихся, на одного читателя в год. Исчисляется путем деления числа посещений за год на число зарегистрированных читателей: общее кол-во посещений на число читателей: Пос = П : А
Показатель характеризует активность посещения библиотеки читателями. Если в Правилах пользования библиотекой срок пользования 15 дней (2 недели), то идеальный показатель посещаемости составит: 11 месяцев умножить на 2 (посещения) = 22.
Обращаемость (Об) - степень использования фонда.
Это среднее число книговыдач, приходящихся на единицу фонда. Исчисляется путем деления количества книговыдач за год (В) на количество книг, значащихся на конец года (Ф): кол-во книговыдач делим на кол-во книг: Об = В : Ф
Средний показатель обращаемости - 3—1,4.
Книгообеспеченность (К) - достаточность книжного фонда.
Это среднее количество книг, приходящихся на одного зарегистрированного читателя. Исчисляется путем деления количества книг, имеющихся в библиотеке на конец года (Ф), на число зарегистрированных читателей (А): число книг делим на число читателей: К = Ф:А
Показатель книгообеспеченности характеризует величину книжного фонда в отношении к числу читателей, т.е. его достаточность.
Книгообеспеченность в 8-10-12 книг вполне реальна и оправдана.
Процент охвата (По) жителей библиотечным обслуживанием исчисляется путем деления числа зарегистрированных читателей (А) на число жителей (Ч): По = А : Ч х 100
Структура читательской аудитории. Группы читателей. Особенности работы с разными группами
Основная цель обслуживания читателей – содействие всестороннему и гармоничному развитию личности. Это цель достигается в условиях сотрудничества и взаимовлияния библиотеки и читателя, отказа от библиотечного диктата (опеки над читателями), утверждения права читателя на свободу выбора и оценки книги. Типология читателя занимает особое место в библиотековедческих исследованиях и в практической деятельности библиотек.
В терминологическом словаре по библиотечному делу типология читателей характеризуется как, «научная классификация читателей по общности признаков, являющаяся одним из средств дифференциации читателей и развивающаяся в двух основных направлениях:
С учетом структуры читательских интересов или мотивов чтения, степени читательской активности, начитанности и других;
С учетом особенностей восприятия литературы различных видов и жанров».
В основе типологии читателей лежит принцип дифференцированного подхода. Разделяя читательскую аудиторию на отдельные группы, объединенные по каким-то общим признакам, дается их целостная характеристика, выявляются устойчивые взаимоотношения между ними.
Группы читателей:
- дети до 14 лет;
- молодежь от 15 до 35 лет;
- взрослые читатели.
Постоянное изучение читательского спроса показывает, что состав читателей каждой конкретной библиотеки разнообразен. Читатели отличаются профессиональными, возрастными, образовательными, национальными, психическими особенностями. Групповые и индивидуальные особенности людей влияют на выбор и чтение книг, и это обусловливает необходимость дифференцированного подхода к читателям.
В библиотеках выделяют группы читателей по роду занятий, общественной деятельности, профессии, возрасту и т. д.
Вместе с тем, у читателей каждой группы имеются существенные различия, проявляющиеся в отношении к книгам, к их выбору, применении в жизни. Учет таких важных свойств читателей как уровень сознательности, мотивов и целей чтения, направленности и объема читательских интересов, навыков самостоятельной работы с книгой лежит в основе индивидуальной работы с ними.
Индивидуальная работа с читателями.
Индивидуальное библиотечно-библиографическое обслуживание — процесс, обеспечивающий непосредственное и систематическое общение библиотекаря с одним или одновременно несколькими читателями, учитывающий личностные особенности каждого. Последнее необходимо для того, чтобы читатель взял именно «свою» книгу, то есть доступную ему по уровню культуры чтения, соответствующую его интересам и реальным потребностям, учитывающую индивидуально-психологические особенности и возможности.
Круг задач индивидуального обслуживания довольно широк: помощь в определении тематики чтения, выборе конкретной литературы, обсуждение прочитанного с целью определения и формирования читательских интересов и уточнения запросов, воспитания культуры чтения, оказания помощи в поиске произведений печати и ознакомлении с библиографическими источниками и справочниками.
К эффективным формам и методам индивидуального библиотечного обслуживания относятся:
— индивидуальная беседа;
— индивидуальное информирование;
— индивидуальная рекомендация и т. д.
Индивидуальные планы чтения. В современной практике используются, в основном, три вида планового чтения:
— типовые, которые создаются на основе анализа наиболее распространенных интересов и запросов пользователя;
— списки литературы по какой-либо часто спрашиваемой теме;
— составленный совместно с читателем план дальнейшего чтения.
Суть данного способа заключается в привлечении пользователей библиотеки к чтению литературы по их интересам с постоянным переходом от одной темы к другой с целью разностороннего культурного или профессионального развития читателей, а также выработки у них умений и навыков систематического самообразовательного чтения.
Индивидуальное информирование.
Способ индивидуального информирования заключается в постоянном оповещении специалистов о новой литературе по их профилю, как поступившей в библиотеку, так и выявленной по библиографическим источникам.
По системе ИРИ обслуживаются читатели, профессиональная деятельность которых предполагает систематическое самостоятельное ознакомление с новой информацией по определенному кругу проблем при условии, что тематика их потребностей является стабильной. Среди читателей публичных библиотек абонентами ИРИ выступают, прежде всего, работники образовательных учреждений; среди читателей научно-технических и научно-медицинских библиотек — ведущие специалисты организации.
Справочно-библиографическое обслуживание
Согласно ГОСТ 7.0-84 оно определяется как "библиографическое обслуживание в соответствии с разовыми запросами потребителей информации". Такие запросы могут носить самый различный характер: начиная от сведений фактографического и тематического характера, наличия и местонахождения запрашиваемых документов и кончая предоставлением самого документа или его копии. Наиболее широко распространенной формой ответа на запрос является библиографическая справка. Отсюда и само название рассматриваемого вида библиографического обслуживания.
Сложилась определенная совокупность наиболее часто используемых видов библиографической справки: уточняющая, тематическая, адресная и фактографическая.
Тематическая библиографическая справка содержит библиографическую информацию по определенной теме (ГОСТ 7.0-84). П.Н. Берков называл такую библиографическую работу "подбором литературы по данному вопросу". По имеющимся данным, такие справки занимают ведущее место в СБО, составляя 50-80% от всех библиографических справок, выдаваемых библиотеками за год [Библиографическая работа в библиотеке. С. 170].
Адресная библиографическая справка устанавливает наличие и (или) местонахождение запрашиваемого документа в определенном фонде (ГОСТ 7.0-84). Первым условием ее выполнения является точное и в необходимой степени полное библиографическое описание документа. Естественно, если такового нет, то сначала проводится уточняющий поиск. Второе условие - определить соответствующий фонд библиотеки и органа НТИ, используя имеющиеся каталоги и картотеки непосредственно или их издания. При отсутствии нужного документа в данном фонде приходится обращаться к сводным каталогам (например, сводному краеведческому каталогу, сводному каталогу книг на иностранных языках, сводному каталогу периодических изданий, получаемых библиотеками и органами НТИ), летописям и ежегодникам РКП, МБА и т.д. В конечном итоге потребитель должен получить полное и точное описание нужного документа с указанием его нахождения в фондах библиотек страны.
ГОСТ 7.0-84 не включает такого понятия, как "фактографическая библиографическая справка", видимо, на том основании, что фактография не является якобы делом библиографии. Фактографическая справка представляет собой ответ по существу запроса: сообщение точной даты, цифры, цитаты, изложение концепции, определение термина и т.п. Соответственно фактографический поиск предполагает выявление самих фактов, данных, а не сведений о документах, где эти факты содержатся.
Для выполнения фактографических справок используются, прежде всего, энциклопедии, словари, справочники, фактографические картотеки (цитат, знаменательных дат, свойств, параметров и т.п.). Но всегда имеются запросы по фактам сегодняшней жизни, которые еще не нашли отражения в справочных изданиях. Поэтому библиограф вынужден обращаться непосредственно к текущей литературе. Желательно, чтобы фактографическая библиографическая справка сопровождалась и необходимым библиографическим списком, что позволит потребителю убедиться в достоверности приведенных сведений, а также самому обратиться к первоисточникам.